Негев. Махтеш


Махтеш – слово из иврита, ставшее международным геологическим термином. Оно употребляется для обозначения эрозионного кратера (цирка). Кратеры бывают вулканического происхождения (кальдеры, одна у нас есть – это озеро Биркет Рам, абсолютно круглое горное озеро не далеко, кстати, от крепости Нимрод…), кратеры, образовавшиеся при ударе метеорита, эрозионные…
Для кратера эрозионного происхождения употребляется ивритское слово потому, что все известные эрозионные цирки расположены в нашем регионе: пять в пустыне Негеве (Израиль) и два в пустыне Синай (тоже, было дело, Израиль, а сейчас Египет). Имена синайских не нашла, а из негевских имена имеют три: Малый махтеш (самый круглый), Большой махтеш и махтеш Рамон.

По поводу образования этих кратеров существует несколько теорий. Основными действующими силами признаются древний океан Тетис, который приходил и уходил неоднократно, оставил массу отложений, которые перемежались сухопутными при уходе океана. Перед очередным визитом океана или во время этого визита затопляемая поверхность стала неровной - в результате движения (сжатия) плит  земной коры появились складки (хребты), когда они оказались на уровне поверхности воды, начали работать волны, стесавшие твердые морские отложения, коробочка оказалась открытой, а в ней - легко вымываемые сухопутные осадочные породы.  Внес свою лепту и Сиро-Африканский разлом, который по пути из Турции в Эфиопию проходит через весь Израиль вдоль границы с Иорданией. Граница у нас по разлому! Эта трещина в коре земли образовалась в результате раны, нанесенной Гее в войне богов с титанами… Ой, не так!.. Этот разлом – трещина между литосферными плитами, которые движутся одна относительно другой с огромной скоростью – встречала цифры от 0,2 до 1 см в год! То есть результаты этого движение можно заметить за одну человеческую жизнь. Посадил в юности дерево, а оно к обещанным тебе псалмопевцем семидесяти годам (лет жизнии нашей – семьдесят) на полметра уползло. 
А еще в месте разлома образовался провал, такое корыто с самым глубоким местом в районе Мертвого моря, которой, говорят, продолжает проседать. Так что береговая линия Мертвого моря уходит на метр в год не (только) из-за пакостей человека, но и из-за шалостей разлома. Наклон рельефа в сторону разлома изменил направление течения рек, которые вынесли бывшее содержание махтешей в Мертвое море и могли бы его засыпать, если бы оно не продолжало углубляться… И вообще, говорят, мы скоро на острове жить будем!
Вот здесь можно посмотреть презентацию на тему образования махтешей. Пусть вас не смущает (кого смущает), что презентация на иврите: кликайте на то, что активно, и вам покажут весь процесс. 
Поскольку для образования махтешей потребовались уникальные условия, появились уникальные объекты.
И сегодня мы видим эрозионные кратеры, в стенках которых обнажились породы до юрского периода, некоторые говорят, до триаса. Речь идет о сотнях или десятках миллионов лет. Здесь разных цветов песок – красный, зеленый, синий, желтый.... Здесь также можно видеть следы вулканической деятельности: дайки (если лава пошла вверх), сили (если по горизонтали), лаколиты (в форме грибов) или берега нахаля, состоящие из призм: песчанник расплавился и потом, остынув, раскололся на части в форме призм.


А еще геологи жалуются, что им природоохранные органы не дают разработать находящиеся в махтешах залежи урана, золота и алмазов...
А еще там есть кладбища аммонитов...
Ну и там длина… ширина… высота… 

- Что это за огромная книга? - спросил Маленький принц. - Что вы здесь делаете?
- Я географ, - ответил старик.
- А что такое географ?
- Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни.
- Как интересно! - сказал Маленький принц. - Вот это настоящее дело!
И он окинул взглядом планету географа. Никогда еще он не видал такой величественной планеты.
- Ваша планета очень красивая, - сказал он. - А океаны у вас есть?
- Этого я не знаю, - сказал географ.
- О-о... - разочарованно протянул Маленький принц. - А горы есть?
- Не знаю, - повторил географ.
- А города, реки, пустыни?
- И этого я тоже не знаю.
- Но ведь вы географ!
- Вот именно, - сказал старик. - Я географ, а не путешественник. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ - слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет, порядочный ли человек этот путешественник <… >  если окажется, что путешественник - человек порядочный, тогда проверяют его открытие.
- Как проверяют? Идут и смотрят?
- Ну нет. Это слишком сложно. Просто требуют, чтобы путешественник представил доказательства. Например, если он открыл большую гору, пускай принесет с нее большие камни.  

Махтеши – место прогулок. Не то, чтобы народ сильно толпится, но вряд ли вам удастся за день никого не встретить. И все же это пустыня. Даже мобильники не работают… Разве что на горку повыше забраться.
А пустыня – это опасно и красиво.

Предположим, вам удалось никого не встретить и мобильник ваш не работает, и воды у вас нет, то есть у вас есть, а у вашего приятеля (а ведь ему было сказано: пустыня) уже нет. Тогда придется решать проблему о пределах самопожертвования. В Вавилонском талмуде о такой ситуации написано следующее:

ПРАВИЛО 46. ПРЕДЕЛЫ САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ

Два человека вместе идут (по пустыне), у одного из них — кувшин с водой. Если будут пить оба, то умрут, но если будет пить только один, — он сможет дойти к людям и выживет. (Как следует поступить человеку, у которого вода?) Бен Петура учил: «Лучше, чтобы оба выпили воду и погибли, чем один будет смотреть, как умирает другой». Но Рабби Акива сказал: «(стих Торы) «Чтобы жил брат твой с тобою» (Ваикра, 25:36). Значит, что только если он тоже может выжить, ты должен поделиться с ним водой, но если может выжить только один, твоя жизнь важнее» (Вавилонский Талмуд).


Но можно остаться романтиком и тогда будет так.

- Мне тоже хочется пить... Пойдем поищем колодец...
Я устало развел руками: что толку наугад искать колодцы в бескрайней пустыне? Но все-таки мы пустились в путь.
Долгие часы мы шли молча. Наконец стемнело и в небе стали загораться звезды. От жажды меня немного лихорадило, и я видел их будто во сне. Мне все вспоминались слова Маленького принца, и я спросил:
- Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда?
Но он не ответил. Он сказал просто:
- Вода бывает нужна и сердцу...
Я не понял, но промолчал. Я знал, что не следует его расспрашивать.
Он устал. Опустился на песок. Я сел рядом. Помолчали. Потом он сказал:
- Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно...
- Да, конечно, - сказал я только, глядя на волнистый песок, освещенный луною.
- И пустыня красивая... - прибавил Маленький принц.
Это правда. Мне всегда нравилось в пустыне. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же тишина словно лучится...
- Знаешь, отчего хороша пустыня? - сказал он. - Где-то в ней скрываются родники...


А еще в пустыне есть цветы.

- Здравствуй, - сказал Маленький принц.
- Здравствуй, - отвечал цветок.
- А где люди? - вежливо спросил Маленький принц.
Цветок видел однажды, как мимо шел караван.
- Люди? Ах да... Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать - неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней - это очень неудобно.
- Прощай, - сказал Маленький принц.
- Прощай, - сказал цветок.




А еще в пустыне есть змеи.

- А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко...
- Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.
Маленький принц внимательно посмотрел на нее.
- Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...
- Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея.
Маленький принц улыбнулся.
- Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь...
- Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея.
И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет.
- Всех, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой они вышли, - сказала она. - Но ты чист и явился со звезды...

Если вы явились не со звезды, то в место (к месту) укуса надо быстро вставить (поднести) зажженную спичку. Все яды, которыми с вами могут поделиться в пустыне, разлагаются при температуре. Не ходите в пустыню без воды и спичек!

И еще из советов по выживанию:
*Защита ног может стать вопросом жизни и смерти. Полезно знать следующее*.
<…>
3) Изготовьте пару сандалий из стенки старой автомобильной покрышки, если поблизости остались машины. Однако лучше укрепить подошву ботинок прочной материей, если поношенные подошвы создают проблемы.

Есть у меня друг-бедуин. Коллега, экскурсовод. Нам понадобилось всего несколько фраз, чтобы стать друзьями. Мы оба родились в пустыне. (Он, кстати, умеет играть со скорпионами!) Он говорит так: Побывал я во всяких швейцариях. Это красиво, все зеленое... Но там все сверху зеленое, а внутри мертвое, а в пустыне все сверху мертвое, а внутри – живое.

И поскольку я тоже родилась в пустыне, я еще в юности (и  сейчас лучше не скажу) призналась ей в любви таким вот образом (фрагмент): 

Когда я была маленькой (очень давно, я жила в пустыне, где учатся ценить колодцы и тень), мне казалось, что я все делаю первая.
Если мне говорили, что нельзя сделать то или это, я не всегда верила, -
может быть, те, кто говорил «нельзя», просто не пробовали сделать то, чего нельзя.
Может, они просто не пробовали
достать звезду,
дышать в воде
путешествовать с барханами,
подружиться со скорпионом,
переглядеть ящерицу…
А наверное можно, хотя у меня не все получилось.

Когда я была маленькой (это было очень и очень давно), я жила в пустыне.
В пустыне не бывает снега.
Но я однажды видела, что там, далеко,
как хлопья хлопка,
как сахарная вата,
как лопнувшие шарики цветущего саксаула,
как кристаллы соли на берегу моря на камнях…
опускается с неба снег и покрывает всю землю.
Так я объясняла своим друзьям, и они не верили.

Если я расскажу вам, что пустыня –
когда все кругом – растаявшее солнце (и это весело!),
когда ночью небо черней слепоты (и это уютно),
когда звезды ближе соседнего дома (досадно, что ростом мала),
когда цвет теней бывает от розового до лилового (и это правда)…
И что еще пустыня –
когда тишина не молчит.
Когда гудит тишина, шуршит тишина, вопит тишина…
Если я вам скажу, что это и есть пустыня,
Вы ведь тоже не поверите…

***
 Добрый день, - сказал Маленький принц.
- Добрый день, - ответил торговец.
Он торговал самоновейшими пилюлями, которые утоляют жажду. Проглотишь такую пилюлю - и потом целую неделю не хочется пить.
- Для чего ты их продаешь? - спросил Маленький принц.
- От них большая экономия времени, - ответил торговец. - По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.
- А что делать в эти пятьдесят три минуты?
- Да что хочешь.             
"Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, - подумал Маленький принц, - я бы просто-напросто пошел к роднику..."




Комментарии сюда.

Заметили опечатку, неработающую ссылку - сообщите, пожалуйста!