Бир эль-Кут


На нашей земле сохранились древнейшие надписи на грузинском (шрифтом асомтаврули, из них единицы датируются V в.).

Вот одна из них:


экскурсовод-гид в Иерусалиме/Израиле/по Иерусалиму/Израилю

Мозаика из Бир эль-Кут в музее францисканцев в Иерусалиме



Перевод:

С помощью Христа и заступничеством св. Теодора, помилуй, Господи, настоятеля Антония и Иосию, сделавшего эту мозаику, а также отца Иосии и мать. Аминь

Монастырь, в котором обнаружена эта надпись на асомтаврули, находится в р-не Ар Хома, на дороге Иерусалим – Вифлеем, сегодня уже в черте Иерусалима, объект зарегистрирован как "Хирбет эль-Кут".

Бир аль-Кут копал Виргилиус Корбо в 1952. Письменных источников о существовании монастыря нет. Всего было найдено четыре надписи. Одна приведена выше, остальные три мы можем увидеть только на иллюстрациях в специальных публикациях.

Для грузинского историка Висариона Хурцилава одна из надписей Бир эль-Кута послужила важнейшим аргументом для выдвижения гипотезы о происхождении грузинской письменности и ее создателях.

Текст (перевод): И воспитанников их Бакура и Гри-Ормизда и детей их, Христос, помилуй, аминь.

В. Хурцилава считает, что в этой надписи упомянуты оба создателя грузинского алфавита. О Гри-Ормизде почти ничего не известно, а вот Бакур – правнук царя Мириана, внук Саломе Ужармской, дед Петра Ивера, дук палестинских границ, живший в Иерусалиме, источник сведений о св. Нино для Тирания Руфина (IV-V века, История церкви  – в этом произведении сохранилось древнейшее письменное свидетельство крещения Картли - см. Коте Лернер).

Возможность того, что именно этот Бакур построил монастырь, подтверждается находками монет IV века в Бир эль-Кут.

Eще одна надпись (перевод):

Saint Theodore, Marouan and Bursen […] en […] am […] e […].



 Маруан (Марванос) – имя царевича, который стал впоследствии известен как Петр Ивер, – колоритнейшая фигура в истории византийского периода в нашем регионе, епископ Майумы (под Газой), о котором повествуется в двух дошедших до нас житиях, о котором пишут и Евагрий Схоластик (VI в., Церковная история), и Феофан (VIII - IX века, Летопись византийца Феофана). О нем не утихают споры до сих пор, некоторые исследователи считают его псевдо-Дионисием и приписывают ему сочинение Ареопагитик). Ко всему прочему, царевич Мурваноз - внук Бакура.

Судя по житиям, Петр Ивер основал на Святой земле несколько монастырей, а этот, по всей видимости, обновил.

 Р.S. Из раскопанных Петру Иверу приписывают основание «монастыря лазов» (Умм-Лейсун). Надпись из Умм-Лейсуна можно увидеть в археологическом парке Кнессета (израильский парламент). И здесь тоже самое древнее – самое древнее в археологических раскопках упоминание Картвели. Еще одна мозаика из Умм-Лейсун (без надписи) находится в музее Рокфеллера.

В музее в Явне-Ям (на побережье, недалеко от Тель-Авива) хранится мозаика, найденная неподалеку при раскопках, – из виллы, подаренной Петру Иверу Евдокией, женой византийского императора Феодосия Юннейшего, а Евдокия…

Подробнее смотри здесь в разделе "Монастырь Феодора Тирона".

Благодарю В. Хурцилава за предоставленную информацию.

Объект может быть включен в экскурсию История и фрески монастыря Креста в Иерусалиме.

Это основной объект экскурсии для любителей истории "Византия: Бир эль-Кут и Крестовый монастырь в Иерусалиме".